RUS | ENG
архив новостей
пресса о нас
фоторепортажи

 

Пресса о нас

 

№4 2005
Журнал "Морской вестник"

Проектно-конструкторские работы и электромонтаж в современных условиях

С.В.Лебедев – технический директор
ОАО «ЭлектроРадиоАвтоматика»

В.С.Точинов – технический директор
ООО «ПКБ «ЭРА-Проект»

Санкт-Петербургское предприятие ЭлектроРадиоАвтоматика» (ОАО «ЭРА») более 80 лет является основным партнером судостроительных заводов Северо-Западного региона России, включая Санкт-Петербург, Выборг, Петрозаводск. Многолетний опыт работы в области судовых электромонтажных работ позволил сформировать высокопрофессиональный коллектив специалистов, способный выполнять полный цикл электромонтажных и пуско-наладочных работ любого класса сложности на строящихся, ремонтируемых и реконструируемых судах, а также на промышленных объектах.

Рассматривая ситуацию, сложившуюся за последние годы в отечественном судостроении и роль ОАО «ЭРА» как основного в отрасли поставщика услуг в области электромонтажных работ, мы пришли к выводу о необходимости расширения комплекса этих услуг и в первую очередь принятие на себя функций разработчика проектно-конструкторской и технологической документации по электрической специализации судов и кораблей. Это дает возможность нашим клиентам:

  1. за счет повышения качества проектной документации улучшить качество электромонтажных работ;
  2. за счет сокращения сроков выпуска проектной документации существенно сократить сроки выполнения электромонтажных работ и, как следствие, сроки постройки заказа;
  3. сократить совокупные затраты на проектные и монтажные работы.

В то же время самостоятельное проектирование позволяет развивать и совершенствовать технологию судового электромонтажа как элемента единого технологического процесса постройки судов, внедряя в производство современные технологии на стадии проектирования.

Для реализации этих задач в ноябре 2004 г. создано проектно-конструкторское бюро «ЭРА-Проект». Его коллектив составляют высокопрофессиональные инженеры-конструкторы, за плечами которых имеется опыт проектирования судов и кораблей как для российских, так и иностранных классификационных обществ и заказчиков.

В пакет проектных работ по электротехнической специализации входят:

  1. разработка технического (классификационного) проекта;
  2. разработка рабочей конструкторской документации (РКД) в объеме схем соединений и подключений, рабочих (электромонтажных) чертежей по установке электрооборудования и прокладке кабеля, ведомостей установки датчиков и т.п.;
  3. разработка приемо-сдаточной и эксплуатационной документации (ПСД и ЭД).

В настоящее время успешно завершен и одобрен Российским Морским Регистром судоходства технический проект по электрочасти для линейного дизель-электрического ледокола с полноповоротными винто-рулевыми колонками, строящемся на ОАО «Балтийский завод». Коллектив ПКБ «ЭРА-Проект» приступил к разработке рабочей конструкторской документации совместно со специалистами ЦКБ «Балтсудопроект» и Техническим центром проектирования судов ОАО «Балтийский завод», выполняющими проектные работы по смежным специализациям.

Проектируемый ледокол сам по себе уникален с точки зрения отечественного судостроения - за последние десятилетия ничего подобного не строилось. Применение передовых разработок иностранных фирм в построении единой электроэнергетической установки (ЕЭЭС) и гребной электрической установки (ГЭУ) дает ряд существенных преимуществ:

  1. использование главных дизель-генераторов (ГДГ) на различных режимах судна, например на ходу и при маневрировании, для питания электроприводов движителя, подруливающего устройства, общесудовых потребителей, а при стоянке и при спасательных работах - для питания насосов специального пожаротушения, подруливающего устройства и общесудовых потребителей;
  2. обеспечение ходовых режимов с оптимальной загрузкой ГДГ и, как следствие, высокий КПД и минимальный расход топлива;
  3. обеспечение за счет применения электропривода гребного винта быстрого изменения частоты вращения и ускорения, что является решающими при маневрировании судна и при работе в ледовых условиях;
  4. повышение надежности ЕЭЭС и ГЭУ за счет резервирования входящих в них элементов.

Структура электроэнергетической установки представлена на рис.1.

В нее входят:

1) в качестве главных источников
электроэнергии - четыре дизель-генератора фирмы «Wartsila» (Финляндия) переменного тока, трехфазные, синхронные, два из которых -мощностью по 6000 кВт каждый и два мощностью по 4500 кВт напряжением 6,3 кВ, частотой 50 Гц, 750 об/мин;

2) главное распределительное устройство 6,3 кВ (ГРУ) фирмы «Акer Kv?rner Power and Automation Systems» (Норвегия)

3) в качестве движителей - две азимутальные винто-рулевые колонки фирмы «Steerprop» (Финляндия) мощностью 8000 кВт каждая;

4) для привода винто-рулевых колонок - четыре гребных электродвигателя переменного тока фирмы «Акег Kv?rner Power and Automation Systems» (Норвегия), трехфазные, асинхронные, номинальной мощностью каждого мотора 4100 кВт, частотой вращения до 600 об/мин. На каждый вал устанавливаются по два двигателя (в тандеме), получающих питание от разных секций ГРУ;

5)для обеспечения плавного регулирования частоты вращения каждого гребного электродвигателя - полупроводниковые (тиристорные) преобразователи (ПИ) с векторным регулированием частоты и напряжения фирмы «Aker Kvaerner Power and Automation Systems». Регулирование электроприводов переменного тока с помощью ПП имеют следующие достоинства - высокое быстродействие, отсутствие ограничений по мощности и частоте вращения, хорошие регулировочные качества. Кроме того для автоматического регулирования мощности ГЭУ предусмотрена система управления электроэнергетической установкой, являющаяся частью интегрированной системы управления, контроля и сигнализации техническими средствами и обеспечивающая постоянство мощности во всем диапазоне от швартовного режима до режима хода в чистой воде, а при увеличении нагрузки на винтах сверх располагаемой мощности частота вращения ГЭД снижается вплоть до пулевого значения, при этом момент на валу не превышает 1,7 Мном. Кроме того, система обеспечивает ограничение мощности ГЭД при недостаточном запасе мощности в сети 6,3 кВ (при этом учитывается количество работающих ГДГ и мощность, потребляемая судовым оборудованием); скачкообразное снижение мощности до установленного предела (регулируемого) при срабатывании защит (отключении) ГДГ.

Структура гребной установки представлена на рис. 2.

Для отбора мощности от ГДГ 6,3 кВ на общесудовые нужды ледокола, распределения и питания потребителей электроэнергией 50 Гц, 380 В и 220 В на судне устанавливаются:

  • главный распределительный щит(ГРЩ) 400/230 В фирмы ВНИИР (Россия);
  1. два понижающих трансформатора (один основной, второй резервный) мощностью 1800 кВ·А напряжением 6,3/0,4 кВ для передачи электроэнергии от шин ГРУ на ГРЩ 400 В фирмы «Trafotek» (Финляндия);
  2. два стояночных дизель-генератора (СДГ) номинальной мощностью 670 кВт, напряжением 400 В, с автоматическим регулированием напряжения и системой самовозбуждения фирмы «Wartsila».

Дистанционное управление и контроль за работой источников электроэнергии, осуществляется интегрированной системы управления, контроля и сигнализации техническими средствами (ИСУ ТС) фирмы ВНИИР. Система обеспечивает через интерфейс связи с СУ ЕЭЭС:

  • дистанционный запуск и останов ГДГ и СДГ;
  • выбор порядка ввода и вывода резервных ГДГ и СДГ;
  • отображение и контроль напряжения, частоты тока на шинах ГРУ и ГРЩ, мощности, развиваемой генераторами, сопротивления изоляции сети;
  • вывод сигнализации об автоматическом срабатывании защит ГДГ и СДГ (по КЗ, перегрузке, обратной мощности, низкому напряжению);
  • дистанционное управление межсекционными и генераторными автоматами ГРУ и ГРЩ и индикацию о их положении.

Как сказано выше, применены асинхронные гребные электродвигатели. Несмотря на ряд недостатков (скольжение, пониженный коэффициент мощности), в данном проекте их использование дает серьезные преимущества по сравнению с синхронными машинами, благодаря следующему:

  • отсутствию оборудования для системы возбуждения (трансформаторы, система управления возбуждением и т.д.);
  • уменьшению массогабаритных характеристик ГЭД;
  • повышению надежности;
  • упрощению обслуживания при эксплуатации.

Таким образом, предполагается спроектировать и построить современное высокотехнологичное многофункциональное судно, способное выполнять различные задачи - от проводки многотоннажных судов в акватории Финского залива в зимнее время до спасательных операций на терпящем бедствие судне.

В завершение следует отметить, что предприятие «ЭРА» и было создано в 1922 г. как проектно-монтажная часть, входящая в состав Петроградского электромашиностроительного треста. Новое - это хорошо забытое старое. История сделала очередной виток, и ОАО «ЭРА» образца XXI в. предлагает полный комплекс работ по электрической специализации -от проекта до сдачи судна.

Все публикации >>

 

Новости

30 мая 2017г.
Установлен профес-сиональный праздник – День кораблестроителя (судостроителя). Он будет отмечаться 29 июня
Подробнее...

19 мая 2017г.
Информация по проведению ежегодного собрания акционеров АО «ЭРА»
Подробнее...

21 марта 2017г.
Награды и благодарности
Подробнее...

ВМС2017
Выставка НЕВА 2017